Интенсивность автомобильного движения растет с каждым годом. В связи с этим перед дорожными службами встают новые задачи. Необходимо более тщательно контролировать состояние и функциональность дорог. Сегодня с этим успешно справляются современные диспетчерские центры. О том, как устроена их работа, рассказал начальник центра управления производством ФКУ «Уралуправтодор», Никита Тепикин.
- Расскажите в чем уникальность центра управления производством которым вы руководите?
ЦУП ФКУ «Уралуправтодор» был сформирован в том виде в котором он функционирует сейчас еще в 2018 году. Дело в том, что в своем роде это единственный диспетчерский центр в структуре Росавтодора, где функции диспетчеризации дорог выполняет подрядная организация (в нашем случае это компания ООО «ДДС-Урал»), а не само подведомственное структуре ФДА Управление. В целом понятие того, чем мы занимаемся выходит далеко за рамки одной только диспетчеризации дорог, это полноценный Центр Управления Производством, где в единой системе объединились несколько направлений таких как содержание систем мониторинга транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, информирование пользователей и взаимодействие со СМИ. Данный подход обеспечивает незамедлительное реагирование на ситуации и инциденты происходящие на трассах и своевременное доведение информации до пользователя дорогой.
- В чем заключается суть работы центра?
Основная суть работы любого диспетчерского центра - это мониторинг и оценка ситуации в динамике и быстрое реагирование на нее. Звучит довольно просто, но чтоб добиться высоких результатов нами была проделана огромная работа. Организовано взаимодействие с оперативными службами: ГИБДД, МСЧ, ЕДДС и Росгидрометом. Разработана большая нормативная база соглашений, регламентов и положений на реагирование при чрезвычайных ситуациях и ДТП, организуются межведомственные учения основной целью которых является четкая отработка на практике действий закрепленных в нормативной базе, чтобы каждый участник ликвидации последствий аварий на дороге четко знал порядок действий, ведь цена промедления в таких ситуациях на деле это здоровье и жизни людей.
Так же одной из важнейших составляющих успеха работы любого диспетчерского центра являются кадры. Оперативные дежурные в нашем случае – это лицо нашей организации, именно с ними связываются не только представители различных служб и ведомств, но и пользователи дорог, поэтому мы особенно тщательно подходим к отбору и обучению кадров. Оперативный дежурный, прежде чем подучить допуск на несение дежурства должен пройти психолога, стажировку и аттестацию. В нашей организации существует целая система подготовки и повышения квалификации кадров и это непрерывный процесс.
Немаловажную роль в работе нашего ЦУП играет автоматизация процессов производства посредствам специализированного программного обеспечения. Специалисты служб IT ООО «ДДС-Урал» ведут постоянную работу по усовершенствованию и модернизации ПО установленного в ЦУП.
В рамках работы по информированию пользователей дорог нами организована работа со СМИ. И тут у нас так же выстроена целая система, чтобы затруднение на дороге не стало сюрпризом для пользователей дорог информация о состоянии проезда на трассах транслируется на радиостанциях и информационных порталах, Яндекс картах, табло переменной информации установленных вдоль трасс и по 15-му каналу дальнобойщиков. 24/7 ведется мониторинг СМИ, что так же помогает быстро выявить и своевременно среагировать на ситуацию.
- А чем еще занимаются ваши центры?
Наши диспетчерские службы также отслеживают состояние технических средств. И если вдруг какое-то оборудование выходит из строя, диспетчер видит это и оперативно информирует подрядчика о неисправности. Кроме того, мы имеем техническую возможность следить за освещением на дорогах и, при необходимости, включать вручную то, что по каким-то причинам не включилось автоматически. Также под контролем наших диспетчеров находятся пешеходные переходы с подъемниками для маломобильных граждан. Доступ к ним производится дистанционно прямо из диспетчерской.
- Расскажите, как это происходит?
На каждом таком переходе установлены камеры, которые работают круглосуточно. Когда с перехода поступает сигнал, диспетчер устанавливает аудио и видеосвязь с маломобильным пешеходом и с пульта диспетчерской открывает магнитные замки на дверях подъемной платформы. Во избежание внештатных ситуаций диспетчер по видео отслеживает весь путь пользователя по пешеходному переходу.
- А как ведется работа непосредственно с участниками движения?
Любой из водителей может позвонить на специальный номер 8-800-200-63-06 и сообщить информацию о дорожно-транспортных происшествиях, о непредвиденных или аварийных остановках, о неисправностях дорожного полотна или дорожных знаков. Оперативный дежурный незамедлительно передаст заявку соответствующим службам, чтобы те максимально быстро устранили неполадку или оказали помощь участникам движения и обязательно проконтролирует их. Кроме того, существуют специальный Телеграм-канал по каждой автомобильной дороге, где наши сотрудники регулярно размещают актуальную информацию о ремонтных работах на том или ином отрезке пути, возможных заторах или иных ситуациях, влияющих на движение. В этом канале водители тоже имеют возможность рассказать о какой-либо проблеме на дороге, отправив сообщение.